Твореное золото своими руками


  • Твореное золото — это микроскопические частицы золота в виде порошка. Изготавливается из листов тончайшего золота 960-й пробы. Твореное золото применяется в художественной росписи, иконописи, реставрации.

    История

    Возникновение материала — твореное золото — непосредственно связано с развитием иконописи. Древнейшие сохранившиеся иконы датируются VI в. При создании этих икон древние мастера уже использовали твореное золото. Техника нанесения твореного золота на икону пришла на Русь из Византии в конце Х в. вместе с искусством иконописи.

    Получение и применение твореного золота несколько веков назад описал Пресвитер Теофил в своих трактатах (ХII в.). Монах-просветитель подробно изложил способ изготовления золота

    чтобы украшать им нимбы вокруг голов святых, подол платья и кайму на нем, и все остальное, что ты пожелаешь.

    Мастера алтарной живописи применяли его для отделки различных деталей композиции — украшения одежд, архитектурных элементов и других деталей, где отделка золотом призвана передать изображение реального мира.

    Русские художники-иконописцы, говоря о процессе смешения красок для росписи икон, вплоть до конца ХIХ в. употребляли выражение «тереть краски». А сами краски именовались «твореными». С начала ХХ в. твореными стали называть только краски из порошков золота и серебра, смешанного со связующим. Отсюда и названия материалов — творёное золото, творёное серебро.

    Применение

    Твореное золото широко используется в золочении — иконописи и других позолотных работах, требующих золочения отдельных элементов декора. Широкое распространение твореное золото имеет в книжной и настенной графике. Золотой порошок десятки столетий назад уже использовали мастера Египта для росписи стен, колонн, пола, пергамента. Наравне с применением в иконописи, твореное золото широко используется в декоре светских интерьеров. В Российской империи особо популярной была расписная позолоченная мебель. В работах по золотой росписи наравне с золочением мебели мастера использовали и сегодня используют своими твореное золото. Привил России эту моду Петр I. Заложив основу Петергофа, царь Петр долгое время путешествовал по Европе. В то время царила мода, диктуемая блестящим двором короля Франции Людовика XIV. И в 1715 году Петр I приказал своему представителю в Париже Конону Зотову прислать планы, фасады и перспективы лучших дворцовых сооружений Франции «особливо королевскому дому и саду в Марли». Сегодня декорирование твореным золотом используется в реставрационных и иконописных работах, а также в декоре частных коллекций — для придания эксклюзивности предметам. При выполнении высокохудожественной позолоты — стильная мебель, рамы, — мастера часто используют твореное золото. Благодаря природному блеску твореное золото создает эффект свечения красок. Покрытые твореным золотом предметы приобретают красивую, мягкую и нежную поверхность с бархатным золотым оттенком.

    Изготовление

    Твореное золото изготавливается из листов сусального золота 960-й пробы. В старину мастера-позолотчики изготавливали твореное золото самостоятельно. Чтобы приготовить золото для живописи, его смешивали с гуммиарабиком, являющимся связующим веществом, и с водой, превращающей смесь в жидкую массу. В чистое чайное блюдце мастер насыпал гуммиарабик, доливал несколько капель воды и размешивал указательным пальцем правой руки, пока не получится густая клейкая масса. Затем в блюдце переносят лист золота и уже растирают вместе со связующим веществом. Стадия ручного творения — очень трудоемкий процесс, который длится, как правило, в течение полутора часов. Сегодня твореное золото производится промышленным способом на высокоточном оборудовании. Но и сегодня некоторые мастера-позолотчики предпочитают изготавливать твореное золото своими руками.

    Примечания

    Ссылки

    Литература

    • Манускрипт Теофила «Записка о разных искусствах». / Сообщения Центральной научно-исследовательской лаборатории по консервированию и реставрации музейных художественных ценностей (ВЦНИЛКР), Вып. 7. М., 1963. С.101—117]
    • В. М. Моисеивич. Работа мастера-позолотчика Л-М.: Госстройиздат, 1957
    • РЕСТАВРАЦИОННЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ССН-26-84
    • Книга об искусстве или трактат о живописи, Ченнино Ченнини, ОЗИГ — ИЗОГИЗ, М. 1933



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    БОЛЬШАЯ Икона ИВЕРСКОЙ Богородицы XVIII век Двойной ковчег Ключ от своего сердца своими руками

    Твореное золото своими руками Твореное золото своими руками Твореное золото своими руками Твореное золото своими руками Твореное золото своими руками Твореное золото своими руками Твореное золото своими руками Твореное золото своими руками

    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ